сеть салонов красоты, центр косметологии, бутик косметики

c 10:00 до 21:00

Аюрведа и Интегративная медицина

Как Аюрведа может послужить развитию Интегративной медицины?

Тысячи лет назад в Чарака Самхита бы было указано, что существует множество медицинских традиций по всему миру. И действительно, на сегодняшний день мы видим большое количество подходов здоровьесбережения, которые как грибы после дождя появляются то тут, то там по всему миру, и сказанное в Чарака становится еще более актуальным, чем прежде. В своей статье доктор Рам Манохар раскроет нам перспективы лечебного дела и расскажет о том, как Аюрведа может укрепить интегративную медицину по всему миру.

Сначала следует уточнить, что все разновидности медицины, не относящиеся к конвенциональной медицине, называют Комплементарной и альтернативной медициной (КАМ) в развитых странах и Традиционной медициной в развивающихся странах. Аюрведа относится в КАМ по всему миру и считается Традиционной медициной в Индии, стране её зарождения, являясь первой медицинской системой под эгидой AYUSH, признанной на государственном уровне в Индии. В других же странах, где биомедицина является единственной государственной медициной, людям, прибегнувшим к методам КАМ, приходится платить за лечение полностью из своего кармана. Всё возрастающая популярность альтернативных методов лечения взбудоражила научное сообщество и органы управления, что привело к развитию инициатив в области научного исследования и включения наиболее эффективных методов традиционной медицины в общепринятую практику здравоохранения. Другими словами, конвенциональная биомедицина теперь рассматривается как легализованная база, к которой может подключатся разнообразие альтернативных методов лечения, и вместе они образуют интегративную научно-подтвержденную медицину.

С другой стороны, в Индии превалирует плюралистическая система здравоохранения, но практикующие врачи различных медицинских систем работают изолированно, не консультируясь друг с другом. Получается, что интеграция всё еще не стала приоритетом, хотя и прописана в политике здравоохранения как стратегия. Весь фокус идет скорее на то, чтобы привлечь рабочую силу из AYUSH, компенсируя тем самым недостаток врачей конвенциональной медицины. Министерство AYUSH, в свою очередь, работает изолированно от Министерства Здравоохранения, что тоже не способствует развитию интегративной медицинской системы.

При таких обстоятельствах, огромный потенциал Аюрведы в области развития новой модели интегративной системы здравоохранения попадает под угрозу. Во всём мире Аюрведа остаётся невидимкой, находясь в разряде Комплементарной и альтернативной медицины, а в Индии она изолирована от биомедицины и других признанных медицинских систем.

Биомедицина основана на крайнем редукционизме в отношении таких понятий как жизнь, здоровье и заболевание и фокусируется лишь на молекулярной биологии. Вместо того, чтобы действительно признать и приспособить друг к другу разные стратегии здравоохранения, конвенциональная интегративная медицина часто сводит всё к тому, что пытается насильно«подогнать» прочие виды медицинских систем под свои редукционистские рамки. И это при том, что Интегративная медицина предполагает невозможность разделения Тела, Разума и Души человека в контексте лечения. Но в процессе, мы всё же загоняем прочие медицинские системы в узкие рамки мышления конвенциональной биомедицины.

В этом случае мы теряем метамодель интегративного лечения, которая отвечала бы запросам и холистического и редукционистского подхода. Поэтому Аюрведу необходимо рассматривать как по-настоящему интегративный и совмещающий подход, который может служить образцом для развития новой мировой системы здравоохранения.

Это настоящая трагедия, что на Аюрведе стоит штамп Комплементарной и альтернативной медицины или Народной медицины, да и само слово Аюрведа выбивается из общепринятых рамок, ведь в нём здоровье и болезнь рассматриваются в контексте Жизни. Аюрведа концентрирует свое внимание не отдельно на здоровье или болезни, она фокусируется на жизни и человеке самом по себе. Необходимо заново открыть Аюрведу в её полном масштабе, если мы хотим обратить это древнее знание в новую комплексную стратегию здравоохранения.

Во-первых, нет нужды вести споры о том, относится Аюрведа к медицине или всё-таки к велнесс системе (от англ. «wellness» - здоровье, система поддержания здоровья). Печально, что Аюрведу часто относят только к велнесс индустрии, для того, чтобы извлечь какую-либо экономическую или управленческую выгоду. Или рассматривают ее как одну лишь диету или пищевые добавки с той же целью. Нам нужно понять, что Аюрведа это и система здравоохранения и велнесс система, и медицина, и питание – всё одновременно. В традициях аюрведического знания чётко указывается, что цель Аюрведы это Ayur rogyasaukhyam. Цель Аюрведы поддерживать жизнь (Ayu), восстанавливать, поддерживать и улучшать состояние (arogya) и помогать в обретении здоровья (Saukhya). Поэтому, от экстренной медицины нужно двигаться в сторону целебной, паллиативной, превентивной медицины и, наконец, к здоровью – и всё это попадает в область аюрведического знания. Таким образом, Аюрведа предлагает настоящую интегративную модель для здравоохранения будущего. Это будет большой потерей, если мы сведем понятие Аюрведы к диете, образу жизни или здоровью. Так же неправильно будет называть Аюрведу только медициной. Аюрведа – это всё вместе и даже больше.

Аюрведа не может относиться только к диетологии или медицине. На самом деле, Аюрведа - это продуманное сочетание консультирования, корректировки образа жизни, питания, медикаментозного лечения, терапии и даже хирургического вмешательства для достижения лучшего терапевтического результата. В этом заключается огромный потенциал Аюрведы – она способна предоставить гибкую интегративную модель лечения в противовес интегративному подходу, основанному на редукционизме.

Аюрведа - это проникновение в суть жизненного процесса. Аюрведа видит жизнь как единение тела, разума и души, а значит она создала всеобъемлющее определение Интегративной Медицины еще много тысяч лет назад. Аюрведа возвела три столпа, которые могут быть опорой для разнообразных подходов, они представляют собой систематическое медикаментозное лечение, а также энергетическую медицину, физическую терапию и работу с системой разум-тело – Yuktivyapasraya, Daivavyapasraya и Satva vajaya.

Индия – это благоприятная среда для инновационного экспериментирования в области Интегративной медицины. Вряд ли найдется другая страна с таким же большим разнообразием легальных действующих медицинских практик. Это создает непревзойденную платформу для систематической разработки интегративных протоколов лечения большого количества разных заболеваний, которые могли бы стать стандартом по всему миру. Что же касается самой Индии,прежде всего, необходимо произвести кросс-интеграцию разных систем AYUSH, куда в дальнейшем может быть интегрирована и биомедицина.

Для реализации этой цели, наше внимание должно обратиться на самих себя в той же степени, в какой мы обращаем свое внимание вовне, на другие страны. На сегодняшний день предпринимается множество инициатив для глобализации Аюрведы. Довольно часто эти попытки встречают сильное сопротивление или неправильно адресовываются, в результате чего мы видим, что Аюрведа даже не попадает в список КАМ. Не нужно больше спорить о том, отзовётся ли, словно «коленный рефлекс», пересмотр Аюрведы в самой Индии пересмотром её во всём мире.

Начинать нужно с себя. Мы должны «навести порядок в доме» для того, чтобы полностью раскрыть потенциал Аюрведы на благо жителей Индии и людей во всем мире. Нужно помнить о том, что Аюрведа - это наука о жизни и она применима везде, где проявлена жизнь. Это, возможно, единственная традиционная медицинская система, название которой происходит не от названия места её зарождения. Слово «Аюрведа» универсально и именно Аюрведа способна помочь медицине и здравоохранению выйти за рамки лечения заболеваний и двигаться дальше – к высшему проявлению здоровья и благосостояния. Важно понять, что нет никакой войны между разными медицинскими системами в развитии Интегративной медицины. На самом деле, наоборот – это призыв к перемирию между практикующими врачами разных медицинских традиций, перемирию, при котором каждый сможет определить свою роль в общей системе.

На данный момент, Интегративная медицина предполагает выстраивание процесса лечения, ориентируясь на конкретного пациента, особенно в Индии. Нет никаких официальных инструкций или протоколов, которые дали бы возможность интегрировать данные разнообразных источников AYUSH в базу данных биомедицины. Сейчас самое время подумать над этим и правильно расставить приоритеты.

Аюрведа обещает открыть и развить гибкую, всеобъемлющую метамодель Интегративной медицины и, возможно, нет другой системы, которая обладала бы таким же преимуществом, а именно, - удачным взглядом на систему здравоохранения. Вопрос в том, предпримут ли нужные шаги те люди, от которых зависят эти перемены. Во всяком случае, необходимо обязательно предпринять попытку, и мы должны серьёзно продвигать вопрос о роли Аюрведы в развитии Интегративной системы здравоохранения на центральное место в Индии и во всём мире.

Рам Манохар

Директор по исследованиям в центре передовых исследований «Амрита»,

Университет Амрита (Amrita Vishwa Vidyapeetham)

Не экспериментируйте над своим здоровьем и красотой, спросите специалиста

* врач-косметолог * специалист по телу * остеопат * аюрведический доктор * диетолог * трихолог * парикмахер-стилист * визажист * мастер ногтевого сервиса * руководитель *